Анализ поступающих на рынок России запрещённых или строго ограниченных химических веществ и пестицидов в рамках Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле
https://doi.org/10.36946/0869-7922-2021-29-4-30-39
Аннотация
Введение. В последние годы в связи с ужесточением требований к соблюдению положений Роттердамской конвенции объём экспортных нотификаций о разрешении импорта в Российскую Федерацию опасных химических веществ значительно возрос. Поэтому целью наших исследований было проведение анализа номенклатуры, объёма, токсичности и опасности промышленных химических веществ и пестицидов, поступающих на российский рынок, несмотря на запреты или ограничения их использования на международном и национальном уровнях.
Материал и методы. В качестве материалов использованы обращения на ввоз химической продукции (экспортные нотификации) Национальных назначенных органов Европейского союза, Китая, Великобритании, Сербии в Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ — Филиал ФБУН ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана — в период с 2018 по 2020 г. Наиболее детально был рассмотрен 2019 г.
Результаты и обсуждение. Проведённый анализ обращений показал постоянно возрастающее количество поставок химических веществ: в 2018 г. поступило 130 нотификаций, в 2019 г. — 539, в 2020 г. — 565.
В 2019 г. в номенклатуре ввозимой продукции на территорию РФ превалировало количество соединений олова. Что касается веществ из Приложения III Роттердамской конвенции, то из всей совокупности ввозимых химикатов большую часть по тоннажу составили вещества, входящие в этот документ — 1,2-дибромэтан (EDB), карбофуран, окись этилена, этилен дихлорид (1,2-дихлорэтан), которые ввозятся для промышленного применения, а не для использования в качестве пестицидов, как они заявлены в конвенции.
Ввозимые на территорию страны по процедуре ПОС химические вещества и пестициды, за исключением многочисленных производных дибутил- и диоктилолова, креозота, имеют установленный гигиенический норматив хотя бы в одной среде обитания человека. В большинстве случаев, по величине ПДК они отнесены к 1-му и 2-му классам опасности.
Заключение. В экономике Российской Федерации используется высоко опасная для здоровья человека и окружающей природной среды химическая продукция, запрещённая или строго ограниченная во многих государствах, вызывающая специфические и отдалённые эффекты на организм, обладающая высокой токсичностью для природной биоты. В этой связи возникает необходимость разработки регуляторных решений на национальном уровне и в рамках Евразийской экономической комиссии по запрещению или ограничению обращения веществ и пестицидов, характеризующихся неприемлемым риском воздействия.
Об авторах
Халидя Хизбулаевна ХамидулинаРоссия
Доктор медицинских наук; директор филиала РПОХБВ ФБУН ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана Роспотребнадзора; профессор, заведующий кафедрой гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, г. Москва.
e-mail: director@rosreg.info
Елена Владимировна Тарасова
Россия
Кандидат химических наук, химик-эксперт филиала РПОХБВ ФБУН ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана Роспотребнадзора, г. Москва.
e-mail: secretary@rosreg.info
Ангелина Сергеевна Проскурина
Россия
Врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям филиала РПОХБВ ФБУН ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана Роспотребнадзора; ассистент кафедры гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, г. Москва.
e-mail: proskurina-as@rosreg.info
Екатерина Андреевна Гусева
Россия
Ассистент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, г. Москва.
e-mail: guseva_e_a@staff.sechenov.ru
Список литературы
1. Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных химических веществ и пестицидов в международной торговле. UNEP, CHEMICALS, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://pic.int/ (дата обращения 15.04.2021).
2. Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ [Электронный ресурс]. URL: https://www.rpohv.ru/online/ (дата обращения 15.04.2021).
3. IARC Monographs on the evaluation of carcinogenic risks to humans. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iarc.who.int/ (дата обращения 15.04.2021).
4. Глобальный портал информации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о свойствах химических веществ eChemPortal. [Электронный ресурс]. URL: https://www.echemportal.org/echemportal/index.action (дата обращения 15.04.2021).
5. СанПиН 1.2.3685-21. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (утв. постановлением Главного государственного врача РФ от 28.01.2021 № 2).
6. Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к применению на территории Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/ (дата обращения 15.04.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Хамидулина Х.Х., Тарасова Е.В., Проскурина А.С., Гусева Е.А. Анализ поступающих на рынок России запрещённых или строго ограниченных химических веществ и пестицидов в рамках Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле. Токсикологический вестник. 2021;29(4):30-39. https://doi.org/10.36946/0869-7922-2021-29-4-30-39
For citation:
Khamidulina Kh.Kh., Tarasova E.V., Proskurina A.S., Guseva E.A. Analysis of banned or severely restricted chemicals and pesticides entering the Russian market under the Rotterdam Convention on the prior informed consent procedure for certain hazardous chemicals and pesticides in international trade. Toxicological Review. 2021;29(4):30-39. (In Russ.) https://doi.org/10.36946/0869-7922-2021-29-4-30-39