В соответствии с федеральными и ведомственными документами дана совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской, в том числе токсикологической помощи и степень достижения запланированного результата, представлена организация и необходимость проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, которая складывается из документарных и целевых проверок. Эксперты, оценивающие качество оказания помощи по профилю «токсикология» (временную характеристику оказания медицинских услуг, проведение консультации специалистов, рубрификацию диагноза, своевременность оказания помощи, использование средств антидотной терапии и проведение химико-токсикологической диагностики) в экспертной оценке основываются на порядок, стандарты, протоколы, рекомендации и национальное руководство. Знания врачами различных специальностей критериев оказания помощи, оценки качества оказания медицинских услуг пациентам с острой химической травмой необходимы для повышения их компетенций и профилактики нежелательных осложнений.
В последние годы наблюдается увеличение распространенности нейродегенеративных заболеваний, одним из которых является болезнь Паркинсона (БП), характеризующаяся прогрессирующей дегенерацией дофаминергических нейронов в компактной части черной субстанции головного мозга и приводящая к инвалидизации больных и большим финансовым затратам на их лечение и реабилитацию. В связи с этим понимание экологических факторов, вызывающих данное заболевание, разработка адекватных экспериментальных моделей для изучения патогенеза и поиска стратегий предотвращения его развития, а также возможных нейропротекторных препаратов имеет фундаментальную научную значимость. Хотя некоторые исследователи считают, что основными факторами развития БП являются генетические мутации и старение популяции, множество исследований доказывает, что БП может быть вызвана воздействием ряда токсических веществ, попадающих в организм из окружающей среды. В данном обзоре будут рассмотрены основные экзогенные нейротоксины, вызывающие развитие БП и в связи с этим использующиеся для моделирования данного заболевания на животных и клеточных культурах, а также механизмы их действия, преимущества и недостатки конкретных моделей.
В настоящее время перспективным направлением является синтез биологически активных координационных соединений и создание на их основе эффективных фармакологических препаратов. В работе исследованы дигерман, а также его производные комплексы. Приведены токсикологические исследования синтезированных соединений. Следует отметить, что позитивные лекарственные свойства металлоорганических соединений германия подтверждены множеством исследований, дальнейшее изучение методов синтеза, физико-химических и фармакологических свойств этих соединений, является перспективной задачей.
Показана возможность восстановления липидного обмена крови крыс после интоксикации четыреххлористым углеродом с помощью экстракта из калины «Калифен®» и препарата сравнения «Легалон®». Проведен эксперимент на белых крысах-самцах линии Вистар, содержащихся в стандартных условиях вивария. Животные были разделены на 5 групп: 1-я группа - контроль; 2-я группа - введение четыреххлористого углерода в течение 4 суток; 3-я группа - введение четыреххлористого углерода в течение 4 суток, с последующей отменой в течение 7 суток; 4-я группа - введение четыреххлористого углерода в течение 4 суток, затем введение калифена в течение 7 суток; 5-я группа - введение четыреххлористого углерода в течение 4 суток, далее введение легалона в течение 7 суток. Установлено, что интоксикация четыреххлористым углеродом сопровождалась развитием выраженной гиперхолестеринемии, увеличением содержания суммарной фракции липопротеинов очень низкой и низкой плотности, при одновременном снижении концентрации липопротеинов высокой плотности в сыворотке крови. Отмечалось снижение основных структурных фосфолипидов и метаболически активных фракций, увеличение количества триацилглицеринов, свободных жирных кислот, лизофосфолипидов. В период отмены четыреххлористого углерода в течение 7 суток показатели липидного обмена не восстановились, что свидетельствует о сохранении свободно-радикальных реакций даже в отсутствии токсиканта. Введение животным калифена и препарата сравнения легалона в условиях отмены токсического агента способствовало тенденции к восстановлению изученных показателей до контрольных значений, но наиболее выраженный эффект проявлялся у экстракта калины «Калифен®».
Проведено изучение эмбрио- и фетотоксического действия, регистрируемого в антенатальном и постнатальном периодах развития при внутрижелудочном введении нового лекарственного средства Гестобутаноил в 2-х дозах (в эквитерапевтической и 10 раз выше). - -
Установлено, что введение гестагена Гестобутаноил в 2-х дозах не оказывало влияния на массу тела беременных животных, которая продолжала прогрессивно увеличиваться в течение беременности. Выявлена дозовая зависимость в проявлении эмбриотропного эффекта гестагена. Введение гестагена в дозе 0.25 мг/кг (расчетная эквитерапевтическая доза) не оказывало неблагоприятного действия на развитие эмбриона и плода крыс. Воздействие гестагена в дозе 2.5 мг/кг (10 эквитерапевтических доз) оказывало негативное действие на течение беременности, которое проявлялось статистически значимым увеличением предимплантационной гибели и общей эмбриональной смертности, а также статистически значимым снижением количества плодов.
Показано, внутрижелудочное введение лекарственной формы Гестобутаноил в дозах 0.25 и 2.5 мг/кг самкам крыс с 6-го по 19-ый дни беременности не оказывало негативного влияния на раннее развитие потомства первого поколения (постнатальная смертность, динамика массы тела, развитие сенсорно-двигательных рефлексов крысят).
В статье представлены результаты экспериментального токсикологического исследования при отравлении крыс уранил ацетатом дигидратом (300 мг/кг массы тела). Целью данного исследования являлась разработка методических подходов к раннему выявлению острого повреждения почек токсического генеза на основе динамики ряда биомаркеров на 1, 3 и 7 сутки после введения нефротоксина. Для почечных биомаркеров, отражающих величину скорости клубочковой фильтрации (креатинин в крови, cutoff 112,77 мкмоль/л), механизм гибели клеток (ТРА в моче, cutoff 5,28 мЕ/мл), дистрофические изменения и регенерацию (KIM-1 в моче, cutoff 0,28 нг/мл; значения выше 8,2 нг/мл имели прогностическое в отношении летального эффекта значение), воспалительную инфильтрацию и индукцию репарации ткани (MCP-1 в моче, cutoff 11,70 пг/мл и TGF-β1 в моче, cutoff 34,33 пг/мл) определены чувствительность и специфичность. По последовательности увеличения уровня в моче изученные биомаркеры можно расположить в следующий ряд: ранняя стадия – TPA; стадия нарастания некроза и лейкоцитарной инфильтрации – KIM-1, MCP-1, креатинин; стадия глубоких некротических изменений – TGF-β1. Изученные маркеры представляют интерес для использования в качестве диагностических средств при определении стадии патологии почек при отравлении нефротоксичными веществами.
Создаваемая в районе разработки месторождений сульфидных руд биогеохимическая провинция сурьмы и мышьяка формирует и отличный от обычных условий уровень их обмена в биосфере. Эти элементы наряду с рядом общих свойств элементов полуметаллов, обладают существенными особенностями биологического действия. Целью исследования послужила оценка изменчивости элементного состава тканей печени белых крыс при пероральном поступлении сточных вод хвостохранилища золотоизвлекательного рудника Комсомольский Кемеровской с повышенным содержанием сурьмы и мышьяка. Объектами исследования служили: сточная вода шламохранилища золотоизвлекательного рудника Комсомольский Кемеровской области; ткани печени белых крыс линии Вистар, кровь цельная, моча, кал. Было исследовано содержание – серы, хлора, калия, кальция, титана, марганца, хрома, железа, никеля, меди, цинка, селена, брома, рубидия, стронция, молибдена, мышьяка, ртути, свинца, сурьмы в тканях печени, крови, моче, кале до затравки, через 3 недели затравки и через 1, 2 и 4 недели в период восстановления после затравки. Установлено, что комбинированное пероральное 3-х недельное поступление в организм белых крыс самцов линии Вистар мышьяка в дозах: 10,0-15,1 мкг/кг/сут и сурьмы – в дозах: 4,2-6,1 мкг/кг/сут сопровождается их накопление в печени и крови и выведением из организма с мочой и калом, параметры токсикокинетики мышьяка свидетельствуют о его абсорбции и элиминации из крови примерно с одинаковой скоростью, тогда как в печени, скорость элиминации мышьяка несколько больше, чем абсорбции, (cсоответственно: t1/2 - 38 и 49 суток, а константы элиминации и абсорбции - 0,018 и 0,014). Для сурьмы в крови установлено преобладание процессов элиминации над абсорбцией (соответственно: t1/2 - 12 и 22 дня, при константах элиминации и абсорбции – 0,058 и 0,032).
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТОКСИКОЛОГИЯ 
Представлены данные по содержанию ртути в мышцах речного окуня Perca fluviatilus (L.) четырех крупных водоемов Вологодской области (оз. Кубенское и Воже, речная и озерная (оз. Белое) части Шекснинского водохранилища), собранные за период 2007–2018 гг. Концентрация металла варьировала в широких пределах: от 0,01 мг/кг у окуня из оз. Воже до 1,51 мг/кг у такового из оз. Кубенское. Наиболее высокая доля рыб с содержанием ртути, превышающем установленные СанПиН 2.3.2.1078-01 нормы (29,4%), зафиксирована у окуня из оз. Кубенское, в то время как наименьшая – у рыб из оз. Воже (5,4%). В рыбах из Шекснинского водохранилища содержание токсиканта в мышцах не выходило за рамки норм, принятых СанПиН 2.3.2.1078-01. По всем выборкам окуня установлена статистически значимая положительная корреляция между содержанием ртути и линейно-весовыми характеристиками, а также возрастом рыб.